Кризис в управленческих головах (Как убивают "Паровозный")
" Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? (...) Разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат "бей разруху!" - Я смеюсь. Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку!" (М.Булгаков, "Собачье сердце")
Со смешанными чувствами встречает свой 145-й день рождения одно из крупнейших тульских предприятий - бывшие Паровозные мастерские, а ныне - завод ЗАО "Тулажелдормаш". Казалось бы, с чего печалиться? В отличие от множества машиностроительных заводов страны, "Тулажелдормаш" успешно преодолел тяжелейшие кризисные периоды 1990-х годов, сумел сберечь и даже расширить производство. В 1992-м завод акционировался, превратился в ЗАО, и в том же году его возглавил один из опытнейших заводчан - Юрий Захарович Тарасов. Проработав на "паровозном" почти четверть века, Юрий Захарович чувствовал пульс предприятия почти на уровне инстинктов. Верно выбрав вектор развития, Юрий Захарович поставил в приоритеты модернизацию, инновации, разработку и внедрение самой передовой техники. Машины, которые завод стал выпускать при Юрии Тарасове, словно сошли со страниц фантастических романов. Один такой рельсовый дракон (самоходный струг СС-3) зимой очищает железнодорожные пути от снега и льда, а летом с помощью особых "крыльев" самостоятельно копает и чистит кюветы. Другой, похожий на бугрящегося мышцами носорога "ЩОМ-6У", очищает от мусора и грязи гравий вдоль железнодорожных путей. Третий, и вовсе напоминающий по формам межпланетную космическую станцию "ВПО-3-3000С", умеет ремонтировать практически все повреждения железнодорожной насыпи и полотна, возвращая пути в состояние "как только что построили". И таких примеров - несколько десятков! За восемь лет предприятие, чудом спасшееся из всепожирающего пламени беспощадных "реформ" начала 1990-х годов, окрепло, развилось, и к концу 2000-х годов вернуло себе статус отраслевого лидера. Лучшие рабочие, лучшие инженерно-технические кадры, самые передовые разработки и уникальные технологии - всё это было на "Тулажелдормаше". К 2010 году заводом было изготовлено и выпущено на железные дороги России и сопредельных стран более 4,5 тысяч единиц специальной и особой железнодорожной техники. Тульские агрегаты, выпущенные в этот период, сегодня обслуживают практически все железные дороги бывшего СССР. На "Паровозном" в этот период трудилось более 1000 человек. Высокие зарплаты, хорошие прибыли, мощный поток налогов в городскую казну. Казалось бы, жить и радоваться! Но что же огорчает тульских "паровозников" в преддверии 145-го юбилея? Что не даёт им со спокойной душой и радостным сердцем смотреть в будущее? Увы, не всё сегодня на заводе гладко... Опытнейший руководитель и производственник, ветеран "Тулажелдормаша" Юрий Захарович Тарасов уже не молод. Преклонный возраст и пошатнувшееся здоровье заставили его оставить дела, отойти от непосредственного "ручного управления" заводом, ограничив свои обязанности лишь представительскими и консультационными функциями. Непосредственное же управление производством пришлось перепоручить молодым. Вот тут-то и оказалось, что посвящая все свои силы и время заботам о родном заводе, Юрий Захарович не сумел подготовить себе достойную смену. В результате "власть" на заводе фактически захватил директор по экономическим вопросам - сын Юрия Захаровича, Роман Тарасов. В отличие от отца, Тарасов-младший не имеет за плечами никакого производственного стажа и опыта, не знает ни предприятия, ни реальной работы, ни технологий. Нет у него и необходимых знаний в области техники и машиностроения. Тарасов-младший - из того самого хваткого молодого поколения "эффективных менеджеров", которым всё равно чем управлять - лишь бы управлять. Его цель - не сохранить и развить производственное предприятие, а максимально быстро получить сиюминутную выгоду. Желательно - не заводу и заводчанам, а себе лично и своим приближенным. Известно, к чему ведёт приход к управлению предприятиями молодых "хищников" из менеджерской стаи. Производство реальной продукции - не самый быстрый способ получения шальных прибылей. Гораздо выгоднее заниматься арендой площадей, перепродажей собственности и сомнительными экономическими операциями. Результат управленческого ража Романа Тарасова-младшего не замедлил сказаться. Прошло всего два года "эффективного управления" - и наследство отца благополучно промотано. Некогда процветающее передовое предприятие стоит на пороге банкротства. Две трети производственных мощностей остановлено. Половина рабочих и технических специалистов - сокращено. Уникальное технологическое оборудование - какое продано, какое "заморожено", а какое под шумок и исчезло в неизвестном направлении. Имущество завода отдано в залог под банковские кредиты, а бывшие производственные площади и цеха - сдаются в аренду разнообразным предпринимателям. Полностью ликвидировано производство чугунного литья, закрыты литейные цеха и модельные участки. Остановлена работа филиалов «Мир» и «Октябрьский». Говорят, что сами филиалы подготовлены к продаже на сторону. Почти 85% из имеющихся 647 единиц технологического оборудования и станков - выработали свой ресурс и не обновляются. Ликвидированы цеха высокоточного сложного производства (гидроцилиндров, редукторов и др.), а рабочие и инженеры из них – уволены. Что интересно: рабочие и технические специалисты сокращаются, а вот управленческо-бюрократический персонал - весь сидит на местах. В результате на сегодняшний день из 530 сотрудников ЗАО "Тулажелдормаш" 400 человек составляет управленческий персонал. На каждого специалиста или рабочего приходится в среднем по три руководителя! За три последних года, когда у руля завода стал Роман Тарасов, не приобретено ни одного нового металлорежущего или металлообрабатывающего станка. И правда, зачем станки, если на них некому работать? Да и сдавать в аренду под склады китайского ширпотреба удобнее пустые цеха, безо всяких станков... Зато Тарасов-младший поднаторел в других делах. Он очень эффективно "раскручивает" государство, хитростью и обещаниями (а также добрым именем своего заслуженного отца) получая многомиллионные вливания из гос.фондов, созданных для повышения обороноспособности страны. Куда эти деньги потом деваются, если завод разваливается, а производство сворачивается? На что тратятся, если станки не покупаются, а рабочие увольняются? Этого никто не знает... И этим интересным вопросом уже заинтересовались, наконец, правоохранительные органы. Начато расследование по подозрению в нецелевом использовании бюджетных средств. Однако, "освоенных" бюджетных вливаний молодому "эффективному менеджеру" показалось маловато. "Раскручивает" Тарасов-младший не только государство, но и банки, набирая кредиты под залог остатков заводского имущества и производственных площадей. Пытается "крутить" и заказчиков, набирая заказы на производство спецтехники, изготавливать которую зачастую уже некому и не на чем: и специалистов, и оборудования у завода "Тулажелдормаш" становится с каждым днём всё меньше и меньше: всё превращается в "звонкую монету" и исчезает в неведомой дали... В результате, на сегодняшний день долги завода "Тулажелдормаш", включая не выплаченные кредиты и не выполненные заказы, почти в шесть раз (!) превышают общую стоимость основных фондов, т.е. всего завода в целом, с его площадями, цехами и оборудованием. Чем и как отдавать такие долги - непонятно. Репутация и доброе имя "Паровозного", нарабатывавшиеся не одно десятилетие, нынче стремительно утрачиваются. Бедственное положение завода, который процветал и развивался всего три года назад, когда им руководил Тарасов-старший, нынешнее руководство и Тарасов-младший пытаются объяснить неким неведомым "кризисом". Позвольте, какой такой "кризис"?! Завод успешно пережил жесточайшие экономические кризисы 1992, 1998, 2008 годов, не только не потеряв мощности, но и нарастив её! Что же это за "кризис" такой вдруг наступил в благополучные и спокойные годы? А кризис только один - кризис управления предприятием! Личный кризис неэффективного и социально безответственного руководителя Романа Тарасова, ставящего личные корыстные интересы гораздо выше интересов государства и общества. И если сегодня не защитить завод от этого "кризиса" - то не пройдёт и года, как молодой и хищный "эффективный менеджер" окончательно добьёт производство, и завод, почти полтора века представляющий собой гордость тульского машиностроения, пойдёт по пути многих и многих бывших советских предприятий. По пути туда, откуда нет возврата...